Цирк летающих колдунов

Жонглирование самим собой

Previous Entry Share Next Entry
Пара слов в защиту невежества
default
manawiddan
Я тут давеча читал по наводке Гунтера правильную заметку Блэки про толчкизм. Прочитал, да призадумался.

Вот с одной стороны Блэки, в общем-то, прав. Не то, чтобы ППКС, но во многом. А с другой стороны - вот уж сколько слов было написано о превращении РИ в реконструкцию и целесообразности этого превращения.
Я себе проблему вижу так:
Большинство ролевиков - народ все-таки образованный, и расширяющий рамки своих познаний еще и специально к игре. Очень же правильно - перед тем, как шить костюм на игру почитать, что же там носили, а заодно как себя вели и во что верили. И на игре потом хочется видеть, что игроки одеты на игре по 16-му веку не в форму Вермахта и не в шкуры мамонтов. Равно как быть уверенным, что они не будут штурмовать на ровном месте Бастилию, цитировать труды Ленина со ссылками на него же и проповедовать с амвона толерантность к сексуальным меньшинствам.
В то же время надо себе помнить, что люди едут поиграть в некоторое идеализированное представление об эпохе/месте/ситуации. Мало кому интересно ехать на игру для того, чтобы кормить вшей, подтираться травой или хотя бы для того, чтобы учить разговорный древнеисландский (весь). Людям в большинстве своем на РИ хочется постоять (посидеть, полежать, побегать) в красивых позах с пафосом на лицах, раскрутить несложную детективную интригу и поучаствовать поплотнее в интриге любовной. Задача максимум - словить пресловутый катарсис. Те, кто упираются за аутентичность материалов и способов плетения тесьмы обычно все-таки едут не совсем на РИ, разве что на совсем специализированные, а чаще все-таки на фестивали специально для таких как они. И это нормально - у всех свои интересы и увлечения.
Вот и получается противоречие. С одной стороны очень хочется достоверности - чтобы погружение в мир было получше. А с другой стороны очень хочется, чтобы эта достоверность была не слишком достоверной, и от погружения отвлекала поменьше. Потому что очень хочется играть в романтичную принцессу, а не в страшную завшивевшую девку, которая умрет старухой в сорок лет и которая, тем не менее, как раз историческая принцесса и есть. Мы же все-таки к историческим реалиям непривычные. И паническое вспоминание слов молитвы на игровом богослужении запросто может убить весь процесс - выйдешь из церкви, утрешь холодный пот, подумаешь "ну, вроде сканало, никто не заметил" и побежишь курить в кустах, потому как чувствуешь себя неуютно. А для погружения в процесс богослужения не надо учить настоящие молитвы на латыни, обычно и по-русски устроит, причем можно не очень точно. Надо просто поставить в голове правильную галочку - молился в храме. Оно цинично звучит, но вот подумайте - разве не так?

Резюме - всем известное, надо соблюдать баланс. Но есть у него несколько нюансов, которые хотелось бы сформулировать отдельно, хозяйке на заметку.


  1. Вот этот самый баланс надо заявлять заранее. То есть МГ, когда заявляет игру, в каждом разделе правил и отдельно огромными буквами на главной странице сайта должна прямо, недвусмысленно и в доступной форме указывать, где у них необходимые условия, а где так - желательные. Или даже - нежелательные. Потому что на легкой, чисто фантастически-антуражной игре нормальный реконструктор будет только картинку портить.



  2. Собственно, в продолжение пассажа в конце первого пункта: перебор зачастую хуже недобора. И особенно - когда это активный перебор. Это когда в толпе молящихся находится самодовольный умник, который (молодец, честь ему и хвала, почитал, заучил!) начинает прилюдно демонстрировать, что он молитву знает лучше проповедующего в этот момент епископа. Да, здорово, молодец, грамотный, но игру-то народу поломал. Потому что по роли епископ не может все это знать хуже, чем зачуханый крестьянин.



  3. Имело, наверное, смысл разделять уровни достоверности в зависимости от ответственности роли. Тут вот в исходной заметке Блэки жалуется на то, что народ-де не знает, за что бьют гугенотов. А до этого у нас здесь как-то была развернутая дискуссия на тему: "игроки перестали заморачиваться тем, почему они на игре совершают те или иные действия, сказали - ненавидим евреев, значит ненавидим". Угу, все так. Но и тут важно не забывать, что крестьяне поголовно, а дворяне - многие, были примитивно неграмотны, и в вопросах веры - тоже. Они знают, что гугеноты/катары/иудеи - еретики и дьяволопоклонники, и жечь их надо. Все, никаких подробностей! И игрокам совершенно не обязательно на эти темы просвещаться, и даже вредно иногда - способствует, знаете ли, снижению накала религиозной нетерпимости в широких массах!
    Короче - есть, наверное, некоторый смысл разделять персонажей на классы образованности в вопросе и требовать с них соответственно. Чтоб не было не только совсем невежественных Пап Римских, но и шибко умных крестьян.



  4. И еще момент, последний, чисто от себя. Очень, знаете ли, хочется чтобы люди были как-то терпимее друг к другу. Чтобы лучше понимали, что на игры мы все ездим удовольствие получать от процесса, а не для того, чтобы хвастаться своими финансовыми возможностями по пошиву костюмов и не глубокими познаниями в никому по жизни не нужных дисциплинах. Вон, на "Вратах" Гунтер читал проповедь по книжке, перевернул две страницы вместо одной, очитался и проводил свежепочившего короля в ад вместо рая. Ржали все - как кони, пафосный момент был изрядно скомкан, но это ж не повод тыкать в Гунтера пальцем и кричать "фу, нафиг с поля".


Как-то так. Давайте не будем делать из достоверности культа. Давайте будем делать культ из баланса. И из удовольствия от игры тоже давайте культ делать.

  • 1
Цитировать полностью или фрагментами можно?

Да на здоровье!
Если при этом будет ссылка на меня - будет приятно.

Иногда утомляет притворяться тупарем. Даже ради того, чтобы кому-то не сломать игру. Потому что человек, который представляется выпускником теологического Сорбонны - а сам не может семь смертных грехов перечислить... высаживает меня из игры.

ИМХО, если уж едешь играть священника - потрудись хотя бы по бумажке научиться читать молитвы без ошибок (ну нет времени учить, так хоть прочитай вслух, неполенись). А не хочешь - не езди священником. Гунтер ошибся всего несколько раз, но в основном он выдержал дух - и за это ему многое простилось. Но чтобы выдержать дух нужен определенный уровень подготовки.

А не вопрос. Утомляет и высаживает. И неграмотные люди на шибко грамотнх ролях это очень обидно. Собственно, мы по основным статьям согласились, насколько я вижу.
Но! Вот Игрок1, шибко грамотный, хотя на игре и трактирщик из народа. А вот Игрок2, полное дерево, даром что на игре - выпускник СОрбонны. А вот вокруг еще Игроки за номерами 32-27, которые в вопросе не специалисты, ну так им ни по игре но по жизни не надо. И вот Игрок2 жжОт фламменверфером, у Игрока1 не выдерживают нервы, и он резко ставит зарвавшегося Игрока2 на место. Резко обломав при этом все происходящее Игрокам3-27. То есть массе присутствующего народу. ВОт такого поведения я одобрить никак не могу. Хочешь выступить - отведи самонадеянного балбеса в сторонку и объясни ему по жизни где ты его видел и в какого цвета тапочки он был одет при свидании. А народу процесс портить - это скверно.

Кстати, о тупизме. Статья не в защиту дураков, которые лезут на играх в ученые. Статья как раз о том, что бывают разные типы игр, на каждой из которых есть свои требования. Которы, кстати нужно вслух заявлять, а потом выдерживать. А если не выдерживаешь - то перезаявлять в режиме реального времени. А еще есть разные роли, которые требуют разного уровня знаний. Просто по роли, вне зависимости о того, сколько ты там знаешь по жизни. ВОт просто в рамках антуража. И меня совершено не удивит, и даже согреет мое сердце следующая ситуация:
Выступает с амвона такой вот балбес священник, который путает катарсис с катарактой и не может перечислить восемь смертных грехов. Тут у Игрока1 не выдерживает ретивое, и он резко зарвавшегося шарлатана от РИ поправляет. И вообще демонстрирует свои гораздо более глубокие познания в теологии. Прихожане в смущении покидают церковь, а к шибко умному трактирщику подваливают двое мощного телосложения мужиков в рясах, с хрустом и комментарием "оглушен" бьют его куда достанут, и вот он уже приходит в себя в подвалах Инквизиции. Где его, подвешенного на дыбе, тихим усталым голосом начинает допрашивать тот самый неграмотный из церкви. И вопросы задает неприятные: а откуда у трактирщика такие глубокие познания, да когда был по этому поводу заключен договор с Люцифером, да каковы были их с ЛЮцифером совместные планы...
Трактирщик, естественно, орет что он не трактирщик, а вовсе даже Игрок1, просто он очень умный и его все запарили, так что это о чисто по жизни. Тогда чисто по жизни Очень Умные Игроки 134, 269 и 318 сочно выдаю ему совершенно пожизненных плюх за обгаживание честным людям не менее двух игровых моментов, а потом отправляют его в мертвятник за новой ролью (может быть даже - выпускника Сорбонны), потому как половина собравшихся еще и Игротехи, санитары леса.


Такая вот история мне придумалась.
А напоследок скажу еще раз: я не за то, чтобы тупым все разрешить. Я за то, чтобы игра была сконструирована определенным образом чтобы каждый был на своем месте и везде был баланс. Утопия, но кое-чего можно достичь и на земле.

У-у-у-у-у-у... самый приятный способ подгадить тому, кто своей неадекватной подготовкой ломает тебе игру - это с невинным видом начать ему задавать простейшие вопросы по его теме. Желательно - публично.

А если отвечать подряд, именно на тот камент, на который отвечаешь - всем намного удобнее. И никому не ломает прочтение изгиб мозга в попытках понять - а вот это сейчас к чему было?

Не знаю, кому как, а вот мне в принципе неприятен подход в стиле "как лучше подгадить". В чем проблема - подойти индивидуально все высказать а) неадекватному игроку и б) мастерам?
ВОт не понимаю и не принимаю я мелкого пакостничества.

Сорри за реплику "мимо" - это результат примитивного "промазывания" по нужной кнопке.

Что касается "высказывания" - тут, как показывает практика, начинаются отговорки. Зажимаешь его в теплом углу, начинаешь злым шепотком объяснять, кто он есть, а он тебе - "А я не смог, а я не успел, а у меня образования не хватает". И ты-ды, и ты-пы, и смотрят на тебя честными глазами и ровно никакого дискомфорта не испытывают от того что тебе и еще куче народу игру попортили своей безграмотностью (у него же пожизневые проблемы, его нельзя пинать, бедного). А вот если такое вполне "по игре" разобрать на косточки и заставить почувствовать свою несостоятельность - в следующий раз товарищ десять раз подумает, что и как делать, как готовиться, и даже как свою безграмотность по игре обосновать.

/*доверительно улыбаясь*/ А еще можно сразу пробить череп. Тогда уж точно никто и никогда...

Как показывает все та же практика, публичные демонстрации тоже никого и ничему не научили. Только озлобили. Но дело даже не в этом. Дело в том, что при такой вот публичной демонстрации способностей вместо одного дурака народу ломают игру уже двое. Причем в таком раскладе игра ломается даже у тех, кто по общей необразованности дурости первого дурака вообще не замечал. И облома получается примерно в два с половиной раза больше, чем было до этого.

Это не наш метод.

*ехидно подмигивая* А потом сидеть за него как за человека? Фигушки.

На самом деле "недостаточная грамотность" - мне лично игру никгда не ломала и не портила. То есть, если священник, к примеру, хоть по книжечке, хоть с ошибками, хоть как-то что-то может прочесть - уже молодец. Если не делает квадратные глаза на какую-то простейшую просьбу (например, знает, что нелзя отказать в исповеди умирающему или осужденному) - и то неплохо. Если его познания в Священной истории ограничиваются "Детской Библией" - это уже лучше, чем могло быть. Да даже если человек вычитал, что, к примеру, в означеную эпоху в означенной стране приход могли запросто продать, а значит и священник мог быть безграмотным в ноль - и эта безграмотность обыгрывается - все прекрасно. Страшнее, когда это воинствующее невежество.

Что же касается описанного выше случая с "шибко грамотным трактирщиком" (извините, не буду, дабы не множить сущности перетаскивать эту мысль в отдельную ветку), так тут ведь все может развиться и вовсе по другому, и если "Игрок 1" и правда игрок, а не "чисто выпендриться приехал". Потому как трактирщик преспокойно заявит, что в юности своей вагантствовал, и слушал лекции в Дрездене и Кельне, да еще и подвизался на теологическом, но степени, по бедности своей, тогда не получил, церковную стезю, на каковой желал подвизаться, оставил, женился на дочке трактирщика и трактир от тестя унаследовал. А об успехах его в теологических дискурсах свидетельствовать могут также брат такой-то, монах такого-то ордена, с каковым они, вагантами будучи, странствовали. А также мейстер такой-то, также бывший вагант. А еще брат такой-то, ранее подвизавшийся в деле инквизиционного сыска, законно спросит, почему к обвиняемому на первом же допросе применена дыба, когда предписано сперва увещевать устно. И т.д., и т.п. Может, такого игрока и отправят в мертвятник - только придется это обосновать по игре.

Если широта познаний игрока обусловлена в мире игры - игрок имеет полное право эту широту знаний демонстрировать игровыми методами. За игровые же последствия, естественно. И никакого облома игрокам, наблюдающим, как вагант вышучивает бродячего проповедника не будет - если и тот, и другой обыгрывают - один свое знание, другой свое невежество. Куда чаще бывает так, что поленившийся подготовиться игрок и играть-то тоже ленится. И когда его начинают поддевать по игре - не по игре обижается.

Ну, воинствующее невежество, соглашусь, в некотором отпоре нуждается. Но вот как раз "воинствующим" такое вот невежество бывает как раз редко. Обычно оно просто нелепое, как та Смерть из анекдота. Вернемся к сказанному - такая глупость может умилять, раздражать, но не более того. Проистекает - и проистекает.
Легкий стеб же над ней ничего у этой глупости не вызывает, кроме легкого же раздражения. Обычно, кстати - вот повспоминай! - если все делать вежливо, то то будет долгий базар ниочем с Очень Умным Видом, и глупец уйдет важным и просветленным - его Научили! Мудрый Человек Научил! Совсем уж идиоты которые норовят драться до последнего - редкость огромная.
То есть возвращаемся на исходную - безобидная, в целом, глупость, которую увещевать приятно, и даже полезно, но - именно увещевать. А превращать это в показательную порку - облом игры присутствующим и себе до кучи.

Что же до шибко сообразительного трактирщика из примера - редкость еще большая. Почти не встречается в природе. Хотя соглашусь: идеальному (а я его как фантастический, в общем-то, и заявлял) примеру - идеальный трактирщик. Ну, разберутся они с братом-инквизитором, поржут вместе, водки хряпнут и разойдутся каждый своей дорогой. Другое дело, что на то он и идеальный пример. Обычно же выступают люди сущеглупые, злые и негибкие, несмотря на образованность. Вот там с братом-инквизитором будет настоящая драка, для чего, собственно, все и затевалось, ибо дурную траву с поля вон.

Ну и закругляя дискуссию, про "купленный приход" и неграмотных священников. Это строго возвращает нас к исходному посту: каждой роли - свой "правильный" уровень знаний. Просто это должно быть заявлено Мастерами и мал-мала залегендровано.
Хотя, к сожалению, пристойную легенду встретишь все реже и реже, даже от толковых, опытных и умных Игроков. Новые времена, новые веяния (с).

  • 1
?

Log in